В системе социальной сферы, при координации Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, осуществляют свою деятельность 5 центров социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов, в том числе 2 отделения социальной реабилитации детей-инвалидов при территориальных центрах социального обслуживания. Учреждениями осуществляется комплексная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов с ограниченными физическими и психическими возможностями.
Реабилитационные услуги в центрах предоставляются детям от 2 до 18 лет и молодым инвалидам от 18 до 35 лет с различными нозологиями заболеваний: с интеллектуальными недостатками, с нарушением опорно-двигательного аппарата, детским церебральным параличом, с недостатками слуха, с поражением центральной нервной системы и т.п.
В штат сотрудников входят такие специалисты, как дефектологи, логопеды, специалисты по лечебной физкультуре и массажу, неврологи, психологи, социальные педагоги, социальные работники по уходу за детьми в группах дневного пребывания.
В центрах применяются различные программы реабилитации (коррекционно-развивающая работа, организация ребенка к саморазвитию, индивидуальные программы для активной зрительной, слуховой, тактильной стимуляции и др.). Работа с подопечными здесь направлена на социальную интеграцию и адаптацию детей-инвалидов в обществе, подготовка их к обучению в образовательных учреждениях; для инвалидов старшего возраста – возможность вести полноценную общественную жизнь. Курс реабилитации в среднем составляет 3 месяца и более. Реабилитационные услуги предоставляются бесплатно.
Основанием для зачисления в центр является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с соответствующими медицинскими рекомендациями, а также документ, подтверждающий инвалидность, выданный медико-социальной экспертной комиссией (для инвалидов), врачебно-консультативной комиссией (для детей-инвалидов).
Задачи, которые перед собой ставят сотрудники реабилитационных центров заключаются в следующем:
сенсорная диагностика и мониторинг уровня развития воспитанников;
изготовление многофункциональных пособий для занятий с детьми-инвалидами;
психо-логопедическая коррекция;
консультативно-информационная помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;
ранняя реабилитация и адаптация в социум;
физическая реабилитация;
социально-психологическая помощь семьям детей-инвалидов.
Прогнозируемые результаты:
активизация интереса детей-инвалидов к занятиям, расширение кругозора;
развитие инициативы, активизация и реализация творческого потенциала детей;
формирование установки на престижность изготовления предметов обихода, игрушек, картин и т.д. своими руками;
гармонизация личности ребенка, улучшение психоэмоционального состояния, формирование позитивной мотивации на здоровый способ жизни в меру своих психофизических возможностей;
раскрытие перед родителями возможности личного участия в исследовании и развитии способностей детей-инвалидов;
улучшение качества жизни семей, имеющих детей с особыми потребностями.